Печать
b_150_100_16777215_00_images_640_01_1.jpg

1 июня 2020 г. актеру Областного национального драматического театра Александру Эртечиновичу Чекурашеву исполнилось бы 70 лет. Его имя,  одного из ведущих актеров областного Национального театра драмы 70-80 годов  XX века, было широко известно в нашей республике. Он был одним из любимых зрителями актеров театра.

Александр Чекурашев родился в с. Кулада 1 июня 1950 г. закончил восемь классов, Ининское училище механизаторов и стал работать в колхозе. Затем талантливого юношу зачислили сразу на 2 курс алтайской студии Новосибирского театрального училища. В студии учился вместе с Е.Мешкиновым, И. Тодошевым, В. Тюхтеневым, В.Челаковым, Н. Шумаровым, К. Майчиковым, Н. Стяжкиным, С. Тарбанаковой, И. Охриной, Б. Кудирмековым,  Ж. Эндоковой, В. Десятниковой, Д. Яшевым.

В 1972 году вместе с выпускниками алтайской студии Новосибирского театрального училища Александр начал свою творческую деятельность  в театральной бригаде Областного концертно-эстрадного бюро. Его первой работой стал московский журналист Каскар в пьесе хакасского драматурга М. Кильчичакова, авторизованный перевод которой сделал П. Самык. Спектакль поставил опытный режиссер А.Д. Никитин, который умел работать с начинающими актерами и  направил их  в нужном направлении. Спектакль имел огромный успех. Каскар был сыгран начинающим актером А. Чекурашевым ярко, жизненно достоверно. Он был сдержанно-озорным и воспринимал эту ситуацию с юмором, принимая участие в розыгрыше. В его герое была основательность, да и сам он своим внешним видом: высокий, статный, симпатичный, обаятельный привлекал внимание зрителей  и особенно зрительниц. Можно было сказать, что молодые актеры играли самих себя, ведь герои спектакля были их ровесниками и жизненная ситуация, которая происходила в спектакле, могла произойти со зрителями. Песни из спектакля распевала молодежь и ныне эта очень известная песня «Энир jылдыс чыгарда». В спектакле «Золотая заря» П.В.Кучияка, которым открылся Национальный драматический театр в 1978 году, он сыграл молодого героя Кара, возлюбленного Чейнеш.

Затем последовали такие роли, как преданный Ялсыгул в «В ночь лунного затмения» М.Карима, соль земли, как называла своего мужа Толгонай, его жена, хлебороба Суванкула в «Материнском поле» Ч.Айтматова, взрослого Бэмби в детском спектакле «Бэмби» Ф.Зальтена, это были значительные интересные образы, которые оставались в памяти зрителей. Но он с удовольствием играл и характерные роли: Массовика в спектакле «С любимыми не расставайтесь» А.Володина и  жизнерадостного, туповатого физрука в «Разговорах в учительской» А.Каца.

Александр Чекурашев содействовал тому, что в алтайском театре появилось амплуа социального героя. Обладая завидной внешностью и незаурядным талантом, он буквально завораживал зрителей своим появлением на сцене. Актером с успехом в разные периоды его творчества созданы образы: Федор, который ищет свои радости («В поисках радости» В.Розова), сделавший хорошую карьеру Михай Груя, но периодическое общение с простым пастухом Кэлина Абабия, который считал его своим старым другом, всегда связывало его как пуповину с  родными местами, людьми, их проблемами (« Святая святых»  И.Друцэ), драматический Таныбай, актер раскрыл горькую и нелегкую судьбу простого чабана и его коня по кличке Гульсары («Прощай, Гульсары» Ч.Айтматова) и многие другие. Во всех созданных  образах соединялись яркий внешний рисунок роли,  психологизм   трактовки с четкостью социальных характеристик.

Александр Эртечинович много играл в спектаклях по пьесам алтайских писателей, он создал целый ряд образов: Байтюрека в «Голове жеребца» Д.Каинчина, сочно, ярко интересно ветерана колхоза деда Кейлюка в «Месяц малой жары» Б.Укачина, человека новой жизни, которую он сам строит в горах Алтая  Борглая Токушева («Великое кочевье»  А.Коптелова),  трагического Коро, ищущего правду для своего народа («Туманный Аргут» Л.Кокышева),  неугомонного председателя Нахай Ногоевича в «…И судьба – не судьба»Л. Кокышева, коварного Дьелбегена в сказке «Уч кыс» П.Кучияка и других. Его герои притягательны, социально значимы. Они стали вехами не только в творческой биографии актера, но и в жизни театра.     

Он с удовольствием играл в детских спектаклях, создавать различные сказочные образы: Бэмби в «Бэмби» Ф.Зальтена,  Тигра в «Кошке, которая гуляла сама по себе», питона Каа в «Маугли» Р.Киплинга, Войпеля в «Горностаевом совике» А. Клейн и других.

С годами Александр стал все больше создавать характерные образы и ему нравилось играть эти роли. На грани гротеска и фарса был сыгран генерал Хименес в «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика. Колоритен был непутевый тракторист Ардуан сын старухи  Гандалип в спектакле «Змея за пазухой» М.Мирзагитова, а в «Ловушке» он сыграл две роли – Комиссар и бродягу. Сдержанный, внимательный и смотрящий в оба глаза за своим клиентом Комиссар и говорливый, колоритный бродяга, одетый в живописные обрывки одежды, который лезет во все дела. Бродяга был сыгран актером так колоритно, так интересно, можно сказать «взахлеб». Создал жесткого Человека Боя в «Двух стрелах» А.Володина, опустошенного Шаманова в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова  разуверившегося в справедливость, утратившего веру в закон, злого  Орускула,  наслаждающегося своей властью в семье, издевающегося  над дедом и  внуком  в спектакле «Вслед за сказкой» Ч.Айтматова. В спектакле «Женитьба» Н.Гоголя он сыграл убедительного колоритного «живчика» Кочкарева.

Александр Эртечинович активно участвовал в радиопостановках, слушателям особенно запомнились роли Атиллы, Г.И.Чорос–Гуркина.

Актер прошел в театре путь от обаятельных молодых героев до сложных разноплановых ролей. В его работах всегда чувствуются глубина, достоверность, сдержанность в выражении чувств и одухотворенность. Александр Чекурашев обладал хорошими внешними данными, сценическим обаянием, даром внутреннего и внешнего перевоплощения, мужественен, пластичен, сдержан на  выражение чувств, трудолюбив. С ним любили работать режиссеры: М. Г. Назарова, Н. С. Шумаров, Н. Ф. Паштаков, А. Д. Никитин, В. Г. Ильин, А. В. Юданов, Ю. Лизенгевич, Е. И. Егоров и др.

Александр мечтал сыграть роли Отелло, Арбенина, Буранного Эдигея, Чорос-Гуркина. Его последняя роль в театре - Жеронт в «Проделках Скапена» Ж.Б.Мольера…

В расцвете творческих и жизненных сил актер ушел из жизни в 2001 году.

Александр Эртечинович Чекурашев был среди тех, кто стоял у истоков нового профессионального театра и навсегда вошел в историю Национального драматического театра имени П.В. Кучияк.

 

По материалам канд. искусствоведения, театроведа, председатель АРО СТД РФ С.Н.Тарбанаковой

b_150_100_16777215_00_images_640_01_2.jpg b_150_100_16777215_00_images_640_01_3.jpg b_150_100_16777215_00_images_640_01_4.jpg b_150_100_16777215_00_images_640_01_5.jpg b_150_100_16777215_00_images_640_01_6.jpg b_150_100_16777215_00_images_640_01_7.jpg  

Просмотров: 1454